В прошлой передаче, посвященной автомобильным маслам, мы рассказали о маркировке моторных масел, отражающей их низкотемпературную и высокотемпературную вязкость. Однако этими показателями характеристики масла не исчерпываются.
Очень важно – как именно изменяется вязкость масла при промежуточных между холодным и полностью прогретым двигателем температурах. Если рисовать график – это будет не прямая линия, а кривая. В идеале, масло при незначительном прогреве должно быстро снижать вязкость до рабочей, но по достижению максимальных температур его реакция на нагрев должна замедляться, чтобы оно не стало слишком жидким, а масляная пленка – слишком тонкой.
Масло состоит из так называемого базового масла и присадок. Основа масла может быть минеральной, синтетической или полусинтетической. Минеральное масло получают из нефти, а синтетические базовые масла специально создаются так, чтобы их качества, и особенно вязкость, как можно меньше изменялись в зависимости от температуры. В результате масла, содержащие достаточную часть синтетической основы, имеют улучшенные эксплуатационные характеристики. На сегодняшний день полусинтетические масла считаются оптимальными по соотношению свойств и себестоимости производства.
Однако современные технологии позволяют и минеральную основу доводить до кондиций, близких к синтетике. Поэтому свойства масла определяются не столько типом основы, сколько пакетом присадок. Если речь идет об автомобилях не последнего поколения – применимо и минеральное масло, главное, чтобы основа была качественной, а пакет присадок – эффективным. Есть семь основных назначений присадок.
Одни присадки помогают регулировать вязкость масла при различных температурах. Другие повышают прочность масляной пленки, чтобы в ней не образовывались просветы. Антиокислительные присадки предохраняют масло от окисления и потери рабочих свойств. Противопенные присадки – обеспечивают бесперебойную работу масляного насоса. Антикоррозийные присадки защищают неработающий двигатель, предотвращая его старение, а противоизносные присадки снижают износ деталей во время работы. Моющие присадки предотвращают накопление примесей и помогают поддерживать чистоту двигателя.
На качество масла влияет и процесс изготовления. Как нам рассказали технологи компании Delphi, изготовление масла сродни парфюмерии – надо не только взять хорошую основу, то есть правильно подготовленное природное и синтетическое масло, но рассчитать сбалансированную композицию присадок и точно их дозировать при смешивании, добившись полной однородности смеси. Незначительная погрешность, или неполное растворение присадок во всем объеме основы – и вместо изысканного аромата получится репеллент от комаров. Важно понять – современные высоконагруженные моторы с ювелирной подгонкой деталей вообще не смогли бы существовать, если бы не появились масла, способные обеспечивать их работу.
Резюме: теперь мы знаем, что качество масла зависит не только от подготовки или изготовления основы масла, но и в решающей степени – от пакета присадок.
Анонс: В следующей передаче мы подробно расскажем о зависимости состояния двигателя от качества и состояния масла, а также о некоторых аспектах безопасности.