Приступая к более подробному рассказу об автомобильных маслах, сразу отметим, что надо различать качество и характеристики масла. Качество масла может быть низким или высоким, а вот характеристики могут быть подходящими и неподходящими для конкретного автомобиля. А еще точнее – для конкретного двигателя или трансмиссии. Подробнее мы поговорим об этом в следующих передачах, а сегодня с помощью специалистов компании Delphi разберемся с основными показателями масел.
Основной физический показатель масла – его вязкость при разных температурах. Как и любое вещество, масло при нагреве становится более пластичным – его вязкость снижается. Масло в двигателе работает при температурах от минус 30 градусов по Цельсию при старте в мороз, до свыше 100 градусов в прогретом двигателе. Естественно, его вязкость при этом разная. Вот эти показатели и зашифрованы в маркировках масла, например 10W-40.
Буква W (winter, «зима») – является признаком всесезонного масла.
Холодное масло очень густое. Настолько, что масляному насосу трудно прокачать его через фильтр, а стартеру – провернуть двигатель. Первая цифра обозначает низкотемпературную вязкость, проще говоря – при какой температуре еще можно запустить двигатель. И чем меньше эта цифра – тем ниже минимальная температура (какая именно – см. спецификацию масла). Отметим, что на практике минимальная температура пуска зависит и от модели двигателя, что должно быть отражено в рекомендации производителя автомобиля по выбору масла, и от состояния стартера и аккумулятора.
Вторая цифра обозначает вязкость при прогретом двигателе: чем больше цифра – тем более масло подходит для высоких температур эксплуатации. Многие слышали, что спортивные масла имеют более высокий показатель высокотемпературной вязкости. А некоторые – заливают такое масло в обычные моторы, чтобы повысить мощность. Но дело в том, что в обычном моторе, рабочая температура ниже, чем в форсированном. И если в спорт-каре масло растопится до нормального рабочего состояния, то в обычном – будет оставаться слишком густым, что вызовет потерю мощности и ускоренный износ двигателя.
Повышать вязкость масла, да и то – лишь до максимальной из указанных автопроизводителем, специалисты Delphi рекомендуют только для моторов с большим пробегом, в которых зазоры уже увеличились, и соответственно требуется более толстая масляная пленка на парах трения.
Резюме: Теперь мы знаем о том, что цифры до и после буквы дабл-в обозначают низкотемпературную и высокотемпературную вязкость масла соответственно. Первая цифра имеет значение в зависимости от того, насколько суровы зимы. А вторая – важна для летней эксплуатации и для разных типов двигателей – от простых до форсированных и высоконагруженных.
Анонс: Рассмотренная маркировка отражает далеко не все свойства масла, и мало говорит о его качестве. Об этом – качестве и нюансах параметров масла, мы и поговорим в следующей программе.