В прошлых передачах мы рассказывали, из чего состоит моторное масло, и что его функция – защита двигателя. В этой передаче с помощью специалистов компании Delphi рассмотрим влияние масла на состояние мотора более подробно. А для этого детальнее разберемся, от чего именно надо защищать двигатель.
С трением как будто все ясно – масло не допускает прямого трения металла об металл, чтобы детали не разрушились от механического воздействия и перегрева. Однако двигатель все равно стареет – даже трение о масло вызывает постепенное смывание частиц металла с поверхности. Помните выражение – вода камень точит?
Так и с двигателем – постоянное воздействие подвижной среды, можно сказать, слизывает металл микрон за микроном. К счастью, происходит это намного медленнее, чем в случае непосредственного взаимодействия твердых тел. Кроме того, качественные масла содержат специальные компоненты, делающие их еще более скользкими – противоизносные присадки.
Работает это, как мы поняли со слов специалистов компании Delphi, примерно так – благодаря присадке слой масла, непосредственно контактирующий с поверхностью металла, практически неподвижен относительно ее. Таким образом, даже то незначительное трение, которое имеет место с участием масла, меньше затрагивает непосредственно кристаллическую решетку металла.
Однако, так или иначе, молекулы металла постепенно откалываются от поверхности деталей. Происходит естественная диффузия, которой подвержено любое вещество, только в разной степени. Кроме того не забудем, что двигатель нагревается до высоких температур, затем остывает, затем снова нагревается. Расширение и сжатие материала также провоцирует нарушение поверхностной целостности. И наконец, детали подвергаются механическим нагрузкам, деформируясь в пределах пластичности материала – даже металл валов и шатунов немного гнется, хотя и на микроскопические величины.
Специальные моющие присадки удаляют микроскопические осколки металла с поверхности трущихся деталей – иначе они покрылись бы темным налетом – смесью масла с металлической стружкой. Такой налет можно увидеть в примитивных механизмах, смазываемых обычными мазутами и машинными маслами, но с моторесурсом современных двигателей подобное несовместимо.
В результате в масло попадают те самые частицы, отделившиеся от поверхностей деталей. И вот тут задача масла – удерживать их в себе, обволакивая каждую пленкой толщиной буквально в пару молекул. В противном случае эти частицы, скапливаясь в самых неподходящих местах, начнут работать как абразивный порошок. А благодаря тому, что они задерживаются в масле во взвешенном состоянии, они частично улавливаются масляным фильтром, а остальная масса удаляется из двигателя при замене масла.
Резюме: Теперь мы знаем, что качественное масло не только препятствует трению, но и защищает двигатель от различных вредных воздействий. А также – моет двигатель и выводит частицы сработанного металла.
Анонс: Однако, это еще не все функции масла, и в следующей передаче мы продолжим разговор о полезной работе масла в двигателе.