В прошлой передаче мы рассказали о такой функции моторного масла, как препятствование стиранию деталей и очистка двигателя. Однако тему очистки можно продолжить. Как рассказали нам специалисты компании Delphi, кроме частиц металла двигатель загрязняется и продуктами сгорания.
Как бы ни был мал зазор между поршневыми кольцами и стенками цилиндров, несмотря на масляную пленку в этом зазоре, продукты сгорания все же проникают во внутренние полости двигателя. Во-первых, продукты сгорания смешиваются с маслом, покрывающим внешнюю поверхность цилиндрической части поршня, и понемногу проникают в зазор. Напомним, что в момент вспышки горючей смеси давление в камере сгорания составляет от 13-15 атмосфер в бензиновых до 25-35 атмосфер в дизельных двигателях. Кроме того, оставшееся на стенках цилиндра масло может сгорать не полностью, и при следующем ходе поршня часть этого нагара захватывается маслосъемными кольцами.
Так или иначе, полностью исключить попадание в основной объем масла продуктов сгорания невозможно, и в этой связи моторное масло должно соответствовать двум требованиям. Во-первых, частицы нагара оно должно удерживать во взвешенном состоянии – до их захвата масляным фильтром или вплоть до замены масла. И, кроме того – масло должно обладать определенными химическими качествами, препятствующими его разложению под воздействием продуктов сгорания.
С этим связана и еще одна, не менее важная функция масла – антиокислительная. Вместе с остатками сгоревшего и несгоревшего топлива из камер сгорания в двигатель в виде пара просачивается и вода, которая присутствует в используемом для образования горючей смеси атмосферном воздухе. При запуске холодного двигателя этот пар конденсируется на внутренних стенках блока двигателя. В результате реакции с продуктами сгорания – окисью азота и серы образуется кислота вызывающая коррозию.
Чтобы минимизировать ущерб от конденсата, в масло добавляют специальные присадки, которые покрывают стенки двигателя изнутри даже во время простоя, препятствуя окислительным процессам при запуске. Когда двигатель прогревается достаточно – вода и несгоревшее топливо выпариваются из масла, которое прогревается выше температуры их кипения. Как объяснили нам специалисты компании Delphi, хваленая долговечность моторов дорогих машин, не полностью конечно, но в некоторой мере обеспечивается и тем, что в такие автомобили вряд ли заливают плохое масло, не обладающее перечисленными в этой и предыдущей программах защитными свойствами.
Резюме: Теперь мы знаем, что мало защищает двигатель не только от трения и загрязнения, а также и от химического воздействия паров топлива, воды, продуктов сгорания и возникающих при их соединении агрессивных веществ.
Анонс: В следующей передаче мы перейдем к практическим рекомендациям – обсудим интервалы и способы замены масла.