В прошлых передачах мы рассказали о том, что качественные детали подвески, причем не обязательно так называемые оригинальные, способны обеспечить больший ресурс подвески, и соответственно – увеличить интервал между ее комплексной заменой. А сегодня более подробно поговорим о том, чем же конкретно обеспечивается такой увеличенный ресурс.
О ресурсе и надежности поговорим на примере такой важной детали подвески, как шаровый шарнир, иначе еще называемый шаровой опорой. Кстати – опорой он называется не зря – на него буквально опирается четвертью своего веса ваш автомобиль. Хотя, как объяснили нам специалисты компании MEYLE, если в статическом положении нагрузка на эту небольшую деталь достигает полутоны, то при придвижении – измеряется в тоннах, когда автомобиль на скорости попадает в выбоину.
Конструкция шарового шарнира позволяет ему обеспечивать такое соединение, которое является подвижным одновременно в трех направлениях. Это достигается тем, что в корпус шарнира заключен шар с металлическим пальцем, выступающим из корпуса шарнира через отверстие, которое меньше диаметра шара. Каждый раз, когда автомобиль преодолевает малейшую неровность, шар двигается в корпусе шарнира, обеспечивая подвижность деталей подвески.
Между шаром и корпусом есть вкладыш из специального, очень прочного полимера. Корпус заполнен смазкой, вытекание или загрязнение которой предотвращает резиновый набалдашник с отверстием для пальца – пыльник. Полимер постепенно стирается, и когда шар начинает болтаться в корпусе – шарнир пора менять. Если этого не сделать – в подвеске появляются люфты, что ухудшает управляемость автомобиля. А при слишком большой нагрузке такой шарнир может даже вырвать из корпуса, что заканчивается перекосом и заклиниванием колеса в арке.
Если пыльник растрескается, будет вытекать и загрязняться смазка, и износ шарнира пойдет ускоренными темпами. Инженерам исследовательского отдела компании MEYLE доставили шаровые опоры для некоторых моделей автомобилей, которые постоянно выходили из строя намного раньше расчетного срока. Причина была в том, что эти детали, сами по себе достаточно качественные, были недостаточно выносливы для конкретных автомобилей ввиду особенностей конструкции подвески, весовых и динамических характеристик машин. На хороших дорогах это не сказывалось, но как только подвеска начинала активно отрабатывать неровности – шел усиленный износ.
Тогда инженеры сделали следующее. Во-первых – применили самый прочный на сегодня полимер для вкладыша. Во-вторых – применили специальный метод обработки шара, чтобы уменьшить стирание вкладыша металлом. И в-третьих – увеличили диаметр шара. Если вспомнить геометрию, то увеличения диаметра сферы на шестую часть дает увеличение площади ее поверхности почти на четверть. Таким образом, сила трения значительно снижается. И наконец, все это совершенство защищается пыльником из очень качественной, годами не теряющей эластичность ни в мороз ни в жару, резины.
Резюме: Теперь мы знаем, почему улучшенная шаровая опора способна прослужить до двух раз дольше, чем ее стандартный прототип.
Анонс: А в следующей программе поговорим о такой детали, как сайлент-блок.