В прошлой передаче этого цикла «Автоликбеза», посвященной подвеске, мы рассказали как качество подвески сказывается на общей стоимости содержания автомобиля. Однако есть еще более важный аспект – ваша безопасность, для обеспечения которой исправность и надежность подвески имеет первостепенное значение.
Подвеска автомобиля обеспечивает вертикальную подвижность колеса относительно кузова, что позволяет ему сохранять контакт с дорогой при проезде неровностей. Нечего и говорить об опасности ситуации, когда колесо буквально отваливается или заклинивает на ходу. Однако опасность неисправной подвески не только в этом.
Ступица колеса подвижно соединена с корпусом машины рычагами и стабилизаторами посредством шарниров – шаровых опор, сайлентблоков. Когда эти детали в порядке – подвеска работает четко, без заметных люфтов. Корда же они, скажем так, разбалтываются, положение колеса в каждый конкретный момент все больше отклоняется от идеального для данной ситуации. Колесо может отрываться от дороги, да и в целом автомобиль становится менее послушным, его может немного уводить в одну сторону или в целом нарушится курсовая устойчивость.
Как объяснили нам специалисты компании MEYLE, если ездить со скоростью до 40 километров в час, то и при расхлябанной подвеске, пока она не развалится, ничего страшного, скорее всего, не случится. Просто потребуется больше сосредоточенности на управлении автомобилем, чтобы все время выправлять отклонения от заданной траектории движения. Если при этом проводить за рулем много времени, то это утомительно. А вот если ездить быстрее – уже по-настоящему опасно.
Безопасность определяется не тем, что автомобиль едет примерно туда, куда вы планируете. Необходимо чувство единства с автомобилем, тонкое взаимодействие человека и машины на инстинктивном уровне. Именно это единство нарушается, когда автомобиль все время ведет себя немного по-разному – вы не знаете точно, чего от него ожидать, и нарушается непроизвольность реакций. Это все равно, что идти на Эверест в связке с человеком, которому вы не доверяете.
Если возникнет непредвиденная ситуация, вы потратите слишком много времени, возможно – целую секунду, на принятие решения. А приняв его можете не суметь выполнить, к примеру, объездной маневр, не чувствуя возможностей автомобиля. Ведь состоянием подвески определяется не только характер движения, но и качество обратной связи, кинестетического ощущения дороги.
Чем качественнее детали, подвески, тем дольше они служат. Но что еще важнее – тем дольше на протяжении своего срока службы они сохраняют свойство обеспечивать обратную связь при воздействии на органы управления, проще говоря – чувство машины.
Резюме: Теперь мы знаем, что безопасность движения определяется состоянием подвески даже тогда, когда ее детали не демонстрируют явных признаков поломки, и еще могут, в принципе, немного походить.